Озеро Селява. Часть первая. МКАД – Селява

Опубликовано 01.10.2014 в 09:35
25534

... Вода в той части озера была желто-коричневой от торфа. Но знатоки говорили, что на другом его конце – обычная стеклянная водичка...

Московское направление, до Кургана Славы – трасса М2, потом – Р53. 150 км.

Город далеко перешагнул кольцевую в районе Уручья, и она здесь утратила статус края города.

Озеро Селява. Часть первая. МКАД – Селява

Кажется, это единственное место в Минске, где МКАД проходит не над улицей, а под ней. Нам – направо.

Не сразу за поворотом начинается трасса М2. Надо проехать Уручье и миновать 9-й километр.

Озеро Селява. Часть первая. МКАД – Селява

Когда-то словосочетание «девятый километр» было известно очень широко. Это была некая граница между гражданскими и военными, чуть ли не заграница. С наступлением города на закрытые территории военных городков давно уже пали контрольно-пропускные пункты воинских частей. Теперь это место известно как ВАРБ – Военная Академия Республики Беларусь. Даже автобусную остановку переименовали.

Озеро Селява. Часть первая. МКАД – Селява

Вход в Академию виден справа.

Озеро Селява. Часть первая. МКАД – Селява

Метров через триста официально заканчивается Минск, и начинается трасса М2. Справа виден карман для стоянки.

Озеро Селява. Часть первая. МКАД – Селява

Место отдыха – уважительная причина заострить внимание. В пути мы так и сделали. Но, присмотревшись к фото сидя за компьютером, мы больше заинтересовались желтым щитом автопомощи. Он слева. На наш взгляд, эффективнее было бы пустить по нижнему краю щита бахрому из отрывных листочков с телефонами.

Поблекла былая привлекательность военной карьеры, и с доступностью гарнизонов развеялась тайна, манившая молоденьких девушек. Сегодня процветают коммерсанты, и бывшие девушки ездят сюда в рыбный магазин «Виталюр», который находится в пятистах метрах впереди – на ближайшей развязке.

Озеро Селява. Часть первая. МКАД – Селява

Именно эта развязка воспринимается как конец города. За нею прекращается броуновское движение горожан. Достигнув большого рыбного магазина, как альпинисты – вершины, они возвращаются «в суету городов и в потоки машин».

Как тут не сказать заурядное, что наше путешествие только-только начинается! Но точкой отсчета возьмем все же кольцевую – так привычнее.

Озеро Селява. Часть первая. МКАД – Селява

 

16-й километр от МКАД. Трасса М2

 

Трасса М2 поворачивает направо в сторону Национального аэропорта.

Озеро Селява. Часть первая. МКАД – Селява

Налево, на Радошковичи идет с разворотом Р80. Прямо, на Борисов – Р53.

Высота Кургана Славы – 35 метров, со штыками на вершине – 70,6 метров. Высота пирамиды Хеопса – 137 метров… Мы тоже этого не знали. Огромная… А знаете, сколько штыков на вершине Кургана? Кстати, в 2014 году этому мемориалу исполнилось 45 лет.
Смотреть Википедию.

Озеро Селява. Часть первая. МКАД – Селява

 

19-й километр от МКАД, трасса Р53
АЗС Белоруснефть.

 

До Борисов-Арены 42 километра. Мы некоторое время ухмылялись и думали, как бы «пройтись» по поводу установки этого указателя. Есть еще один – за 9 км до Арены. Не придумали, пока не добрались до нее. Оказалось, что именно там, где это необходимо, указателя нет.

Озеро Селява. Часть первая. МКАД – Селява

 

29-й километр от МКАД, трасса Р53

 

Большая стоянка перед кафе «Озерное». Заехать можно здесь либо через сто метров, там поворот на Смолевичи.

Озеро Селява. Часть первая. МКАД – Селява

Кафе является частью комплекса, в который входит еще и гостиница – позади на горочке.

Озеро Селява. Часть первая. МКАД – Селява

Над входом гостиницы значится: гостиничный комплекс «Озерный». На карте Google его нет.

Все это заведение явно не на случайных водителей рассчитано – слишком большие площади. Это – для корпоративов и богатой молодежи.

Это не придорожный сервис. Мы зашли в кафе днем и встретили двоих работников заведения: уборщицу и мужчину. Он – приветливый управленец. Знание русского языка хорошо скрывал, прячась за южной внешностью. Наверху, в гостинице, мы узнали от девушек, стоящих за барной стойкой (не перед, а за ней), что комплекс принадлежит туркам. Русскоговорящих менеджеров у них нет. Посетителей мы не видели.

Озеро Селява. Часть первая. МКАД – Селява

 

44-й километр от МКАД, трасса Р53
АЗС Белоруснефть на въезде в Жодино. Ее нет в Google.

Озеро Селява. Часть первая. МКАД – Селява

 

Жодино – это БЕЛАЗ. Белыми буквами на синем фоне.

Озеро Селява. Часть первая. МКАД – Селява

Плохо читается, но хорошо смотрится. Впереди еще не раз встречаются такие «коробки» с синей крышкой.

Озеро Селява. Часть первая. МКАД – Селява

 

47-й километр от МКАД, трасса Р53
На выезде из Жодино притаилась АЗС Белоруснефть. Мы ее вовремя не заметили и проскочили.

Озеро Селява. Часть первая. МКАД – Селява

 

Но через 500 метров для подстраховки расположилась АЗС Трайпл. Тянет пошутить насчет пузырьков в бензине. До самого Борисова нет ничего интересного.

Озеро Селява. Часть первая. МКАД – Селява

 

61-й километр от МКАД, трасса Р53

 

Мы уже в Борисове.

На карте показано расположение этого съезда, ведущего к Храму Св. Дмитрия Донского, и хорошо видно Борисов-Арену. Храма не видно. Ни здесь, ни на круговой развязке впереди нет указателя Арены.

Озеро Селява. Часть первая. МКАД – Селява

Google даже приблизительно не может показать его расположение. Ниже приведено доказательство.

Озеро Селява. Часть первая. МКАД – Селява

Мы не можем похвастаться, что знаем, где находится храм. Несмотря на то, что искали его. Свернув направо на знаке и доехав до ближайшей развилки, мы разочарованно вернулись на трассу. Возможно, нам не хватило настойчивости, и уж точно – внимания.

Озеро Селява. Часть первая. МКАД – Селява

На знаке указано расстояние – 1 километр. Но за рулем мы этого не заметили. Рассматривая спутниковую карту, мы нашли место, которое соответствует нужному расстоянию. Наверняка наш прогноз ближе к цели, чем данные Google. Яндекс тоже не знает этого места, но его данные ближе к нашим изысканиям.

Озеро Селява. Часть первая. МКАД – Селява

 

62-й километр от МКАД, трасса Р53

 

Въезжаем в Борисов. Здесь трасса имеет название «улица Гагарина». Нас порадовало отсутствие партийной тематики.

Озеро Селява. Часть первая. МКАД – Селява

 

66-й километр от МКАД, трасса Р53

 

Мост через Березину. По-белорусски это пишется «Бярэзіна». Так что тут нас огорчили.

Озеро Селява. Часть первая. МКАД – Селява

Приятно видеть мягкие естественные берега после бетонных мундиров Свислочи.

 

68-й километр от МКАД, трасса Р53

 

АЗС Газпромнефть на выезде из Борисова. Когда-то здесь была мойка, о чем говорят остатки знака. В Google заправка не значится.

Озеро Селява. Часть первая. МКАД – Селява

 

77-й километр от МКАД, трасса Р53

 

Трасса Р53 сливается с трассой М1, образуя сложную развязку. На наш взгляд, там есть опасное место, где на участке около 500 метров чередуются одностороннее и двустороннее движение.

Дальше мы едем по трассе М1, которая уже описана в репортажах, посвященных именно ей. Поэтому перейдем к месту, где мы покидаем эту магистраль.

Озеро Селява. Часть первая. МКАД – Селява

 

103-й километр от МКАД, трасса М1

 

Едем в Холопеничи. Судя по указателю, ударение следует ставить на второй букве «о». Википедия – того же мнения. А нам слышится другое произношение. Более удобное и потому – более вероятное. С ударением на «е».

Кстати, отсюда родом Адам Богданович. Это человек, по сказкам которого учился белорусскому языку его сын, будущий поэт Максим Богданович.

Но до этого места – еще 19 километров. Указатель врет. На самом деле – 25км. Едем туда через Волковыск!

Озеро Селява. Часть первая. МКАД – Селява

Метка Н8715 – это Волковыск.

Озеро Селява. Часть первая. МКАД – Селява

 

121-й километр от МКАД, дорога Н8715

 

Волковыск, 18 километров от трассы М1.

Озеро Селява. Часть первая. МКАД – Селява

 

128-й километр от МКАД, дорога Н8715

 

25 километров от трассы М1. А вот и пункт назначения. Написано «Халопенічы». Основаны в 1451 году.

Озеро Селява. Часть первая. МКАД – Селява

Ближе к другому концу Холопенич открылся вид на два храма. Старый, в величественных руинах, и новый, помельче. До озера еще прилично. Дорога, хоть и неплохая, но медленная из-за поселков, через которые проходит, и из-за полей. Леса вокруг дороги нет.

Дальше едем в Яновщину. Она – на берегу озера. На выезде из Холопенич дорога сменила название, теперь это дорога Н3802.

Озеро Селява. Часть первая. МКАД – Селява

 

147-й километр от МКАД, дорога Н3802.

 

Деревня Яновщина. Озера толком не видно, закрывают деревья. Налево – северная оконечность озера, она недалеко. Мы поехали на юг – направо. Это уже другая дорога – Н8671. Сразу за поворотом слева белеет зеркало воды, но здесь к берегу и пешком не подобраться. Да и расстояние приличное.

Озеро Селява. Часть первая. МКАД – Селява

Через два с половиной километра мы попали на берег.

Озеро Селява. Часть первая. МКАД – Селява

Это – наш маршрут от Холопенич до берега Селявы. На берег можно было попасть и быстрее, если бы мы выбрали северное направление. Мы его еще выберем.

Озеро Селява. Часть первая. МКАД – Селява

Развернутое описание маршрута закрыло на карте деревню Борки.

На приятном песчаном берегу озера Селява мы, наконец, вышли из машины и пошли смотреть на воду. Как известно, на нее можно просто смотреть, как и на огонь.

Озеро Селява стало целью поездки по той причине, что кое-кто из нас побывал там давным-давно. И все забыл, кроме того, что вода в озере была коричневой от торфа. И как жутковато было видеть чистую струйку родника, растворяющуюся в этой бесконечной чашке чая. Рыбаки говорили, что вроде бы на другом конце озера – обычная стеклянная водичка.

Озеро Селява. Часть первая. МКАД – Селява

Вот она.
Не будем интриговать. Мы не нашли воду цвета чая. Не успели.

Отвлеклись на собирание грибов и не пожалели. За таким удовольствием, какое мы тогда получили за пару часов можно ехать за 150 километров! Хотя, грибы – не рыбалка, и поездка в следующем году может оставить совсем другое впечатление.

Значит – правильно сделали, что не упустили шанс и поддались искушению!
Во второй части репортажа будет рассказ о том, как мы пытались объехать озеро.