Озеро Селява. Часть первая. МКАД – Селява
... Вода в той части озера была желто-коричневой от торфа. Но знатоки говорили, что на другом его конце – обычная стеклянная водичка...
Московское направление, до Кургана Славы – трасса М2, потом – Р53. 150 км.
Город далеко перешагнул кольцевую в районе Уручья, и она здесь утратила статус края города.
Кажется, это единственное место в Минске, где МКАД проходит не над улицей, а под ней. Нам – направо.
Не сразу за поворотом начинается трасса М2. Надо проехать Уручье и миновать 9-й километр.
Когда-то словосочетание «девятый километр» было известно очень широко. Это была некая граница между гражданскими и военными, чуть ли не заграница. С наступлением города на закрытые территории военных городков давно уже пали контрольно-пропускные пункты воинских частей. Теперь это место известно как ВАРБ – Военная Академия Республики Беларусь. Даже автобусную остановку переименовали.
Вход в Академию виден справа.
Метров через триста официально заканчивается Минск, и начинается трасса М2. Справа виден карман для стоянки.
Место отдыха – уважительная причина заострить внимание. В пути мы так и сделали. Но, присмотревшись к фото сидя за компьютером, мы больше заинтересовались желтым щитом автопомощи. Он слева. На наш взгляд, эффективнее было бы пустить по нижнему краю щита бахрому из отрывных листочков с телефонами.
Поблекла былая привлекательность военной карьеры, и с доступностью гарнизонов развеялась тайна, манившая молоденьких девушек. Сегодня процветают коммерсанты, и бывшие девушки ездят сюда в рыбный магазин «Виталюр», который находится в пятистах метрах впереди – на ближайшей развязке.
Именно эта развязка воспринимается как конец города. За нею прекращается броуновское движение горожан. Достигнув большого рыбного магазина, как альпинисты – вершины, они возвращаются «в суету городов и в потоки машин».
Как тут не сказать заурядное, что наше путешествие только-только начинается! Но точкой отсчета возьмем все же кольцевую – так привычнее.
16-й километр от МКАД. Трасса М2
Трасса М2 поворачивает направо в сторону Национального аэропорта.
Налево, на Радошковичи идет с разворотом Р80. Прямо, на Борисов – Р53.
Высота Кургана Славы – 35 метров, со штыками на вершине – 70,6 метров. Высота пирамиды Хеопса – 137 метров… Мы тоже этого не знали. Огромная… А знаете, сколько штыков на вершине Кургана? Кстати, в 2014 году этому мемориалу исполнилось 45 лет.
Смотреть Википедию.
19-й километр от МКАД, трасса Р53
АЗС Белоруснефть.
До Борисов-Арены 42 километра. Мы некоторое время ухмылялись и думали, как бы «пройтись» по поводу установки этого указателя. Есть еще один – за 9 км до Арены. Не придумали, пока не добрались до нее. Оказалось, что именно там, где это необходимо, указателя нет.
29-й километр от МКАД, трасса Р53
Большая стоянка перед кафе «Озерное». Заехать можно здесь либо через сто метров, там поворот на Смолевичи.
Кафе является частью комплекса, в который входит еще и гостиница – позади на горочке.
Над входом гостиницы значится: гостиничный комплекс «Озерный». На карте Google его нет.
Все это заведение явно не на случайных водителей рассчитано – слишком большие площади. Это – для корпоративов и богатой молодежи.
Это не придорожный сервис. Мы зашли в кафе днем и встретили двоих работников заведения: уборщицу и мужчину. Он – приветливый управленец. Знание русского языка хорошо скрывал, прячась за южной внешностью. Наверху, в гостинице, мы узнали от девушек, стоящих за барной стойкой (не перед, а за ней), что комплекс принадлежит туркам. Русскоговорящих менеджеров у них нет. Посетителей мы не видели.
44-й километр от МКАД, трасса Р53
АЗС Белоруснефть на въезде в Жодино. Ее нет в Google.
Жодино – это БЕЛАЗ. Белыми буквами на синем фоне.
Плохо читается, но хорошо смотрится. Впереди еще не раз встречаются такие «коробки» с синей крышкой.
47-й километр от МКАД, трасса Р53
На выезде из Жодино притаилась АЗС Белоруснефть. Мы ее вовремя не заметили и проскочили.
Но через 500 метров для подстраховки расположилась АЗС Трайпл. Тянет пошутить насчет пузырьков в бензине. До самого Борисова нет ничего интересного.
61-й километр от МКАД, трасса Р53
Мы уже в Борисове.
На карте показано расположение этого съезда, ведущего к Храму Св. Дмитрия Донского, и хорошо видно Борисов-Арену. Храма не видно. Ни здесь, ни на круговой развязке впереди нет указателя Арены.
Google даже приблизительно не может показать его расположение. Ниже приведено доказательство.
Мы не можем похвастаться, что знаем, где находится храм. Несмотря на то, что искали его. Свернув направо на знаке и доехав до ближайшей развилки, мы разочарованно вернулись на трассу. Возможно, нам не хватило настойчивости, и уж точно – внимания.
На знаке указано расстояние – 1 километр. Но за рулем мы этого не заметили. Рассматривая спутниковую карту, мы нашли место, которое соответствует нужному расстоянию. Наверняка наш прогноз ближе к цели, чем данные Google. Яндекс тоже не знает этого места, но его данные ближе к нашим изысканиям.
62-й километр от МКАД, трасса Р53
Въезжаем в Борисов. Здесь трасса имеет название «улица Гагарина». Нас порадовало отсутствие партийной тематики.
66-й километр от МКАД, трасса Р53
Мост через Березину. По-белорусски это пишется «Бярэзіна». Так что тут нас огорчили.
Приятно видеть мягкие естественные берега после бетонных мундиров Свислочи.
68-й километр от МКАД, трасса Р53
АЗС Газпромнефть на выезде из Борисова. Когда-то здесь была мойка, о чем говорят остатки знака. В Google заправка не значится.
77-й километр от МКАД, трасса Р53
Трасса Р53 сливается с трассой М1, образуя сложную развязку. На наш взгляд, там есть опасное место, где на участке около 500 метров чередуются одностороннее и двустороннее движение.
Дальше мы едем по трассе М1, которая уже описана в репортажах, посвященных именно ей. Поэтому перейдем к месту, где мы покидаем эту магистраль.
103-й километр от МКАД, трасса М1
Едем в Холопеничи. Судя по указателю, ударение следует ставить на второй букве «о». Википедия – того же мнения. А нам слышится другое произношение. Более удобное и потому – более вероятное. С ударением на «е».
Кстати, отсюда родом Адам Богданович. Это человек, по сказкам которого учился белорусскому языку его сын, будущий поэт Максим Богданович.
Но до этого места – еще 19 километров. Указатель врет. На самом деле – 25км. Едем туда через Волковыск!
Метка Н8715 – это Волковыск.
121-й километр от МКАД, дорога Н8715
Волковыск, 18 километров от трассы М1.
128-й километр от МКАД, дорога Н8715
25 километров от трассы М1. А вот и пункт назначения. Написано «Халопенічы». Основаны в 1451 году.
Ближе к другому концу Холопенич открылся вид на два храма. Старый, в величественных руинах, и новый, помельче. До озера еще прилично. Дорога, хоть и неплохая, но медленная из-за поселков, через которые проходит, и из-за полей. Леса вокруг дороги нет.
Дальше едем в Яновщину. Она – на берегу озера. На выезде из Холопенич дорога сменила название, теперь это дорога Н3802.
147-й километр от МКАД, дорога Н3802.
Деревня Яновщина. Озера толком не видно, закрывают деревья. Налево – северная оконечность озера, она недалеко. Мы поехали на юг – направо. Это уже другая дорога – Н8671. Сразу за поворотом слева белеет зеркало воды, но здесь к берегу и пешком не подобраться. Да и расстояние приличное.
Через два с половиной километра мы попали на берег.
Это – наш маршрут от Холопенич до берега Селявы. На берег можно было попасть и быстрее, если бы мы выбрали северное направление. Мы его еще выберем.
Развернутое описание маршрута закрыло на карте деревню Борки.
На приятном песчаном берегу озера Селява мы, наконец, вышли из машины и пошли смотреть на воду. Как известно, на нее можно просто смотреть, как и на огонь.
Озеро Селява стало целью поездки по той причине, что кое-кто из нас побывал там давным-давно. И все забыл, кроме того, что вода в озере была коричневой от торфа. И как жутковато было видеть чистую струйку родника, растворяющуюся в этой бесконечной чашке чая. Рыбаки говорили, что вроде бы на другом конце озера – обычная стеклянная водичка.
Вот она.
Не будем интриговать. Мы не нашли воду цвета чая. Не успели.
Отвлеклись на собирание грибов и не пожалели. За таким удовольствием, какое мы тогда получили за пару часов можно ехать за 150 километров! Хотя, грибы – не рыбалка, и поездка в следующем году может оставить совсем другое впечатление.
Значит – правильно сделали, что не упустили шанс и поддались искушению!
Во второй части репортажа будет рассказ о том, как мы пытались объехать озеро.