Трасса М1. Граница РФ – Привольный. Часть вторая – левая сторона
Мы собрали сведения о придорожном сервисе на трассе М1 от Привольного (около Минска) до границы с Россией. На основании этих сведений мы напечатали Справочник путешественника «Автогид». В нем есть карта трассы М1 с обозначенными придорожными объектами. Есть и другая полезная информация. Справочник поступит в продажу в январе 2015 года. Спрашивайте его в придорожных кафе. Трасса М1, идущая по территории Беларуси, имеет точку отсчета, которая находится на границе под Брестом. В связи с этим направление от Бреста к Москве имеет условный приоритет. Он выразился в том, что правой стороной дороги стали называть южную сторону дороги, которая оказывается справа, если двигаться к Москве.
Мы находимся на другом конце трассы и движемся в сторону Бреста. Теперь справа от нас находится «левая» сторона. Не будем называть правое левым и создавать путаницу. Просто теперь справа от нас – северная сторона трассы М1. Итак, при движении на Москву справа от водителя находится южная сторона, а при движении на Брест – северная.
13.11.2014 г. Мы проехали от Привольного, что под Минском, до границы с Россией. Наша цель – собрать и донести до водителей информацию о придорожном сервисе на трассе М1, не обходя вниманием любые полезные для водителя сведения. Теперь мы едем назад от самой границы. Здесь тучи ходят хмуро, над Оршей тоже пасмурно.
Вот так выглядят первые признаки придорожной инфраструктуры на въезде из России в Беларусь. В километре за спиной – граница. Она оставила у нас ощущение какой-то неприкаянности и пустоты. Ну, прямо переход в мир иной. Должно быть, погода повлияла на эмоции.
На снимке – место, которое было упомянуто в первой части репортажа, поэтому скажем коротко. Здесь – два «кармана» для отдыха, расположенных на разных сторонах дороги. Белые павильончики принадлежат страховым компаниям, их – по два с каждой стороны. Там можно оформить «зеленую карту» – обязательную страховку ответственности водителя.
Несколько слов для россиян.
Поскольку проезд легкового транспорта через границу – свободный, легко допустить ошибку в отношении исполнения обязанностей. Штраф за отсутствие обязательной страховки на территории Беларуси составляет от 750 тысяч белорусских рублей. В декабре 2014 года это около 70 долларов. Вероятность того, что белорусские гаишники вас остановят, увеличивается, если вы не придерживаетесь предписанного скоростного режима. В Беларуси с этим строже, чем в России.
Если вы увидели фотовспышку, значит, вы превысили скорость и номер машины уже занесен в компьютер. «Письмо счастья», как их называют в Беларуси, вам домой не придет. Но в случае общения с белорусской Госавтоинспекцией, информация о нарушении может всплыть. Кстати, штраф обрастает впечатляющей пеней при неоплате в течение 2 месяцев со дня нарушения. Штраф за повторное в течение года превышение скорости на 20 и более км/час увеличивается в разы и составляет от 70 долларов.
Предупрежден – значит вооружен.
Граница – справа, здесь она не видна. Не видно здесь и место отдыха описанное выше. Мы движемся справа налево. То есть, на запад.
2,5 километра от границы. Таможня.
Страхование и BelToll (система взимания платежей за дорогу) находятся только на левой от нас стороне. Если ваша легковая машина (до 3,5 т) зарегистрирована в Таможенном союзе (Беларусь, Россия, Казахстан), проезд – бесплатный.
В 500-х метрах от таможни – заправка Лукойл. Огни ее цен уж совсем не … короче говоря, не работает. АЗС находится на реконструкции. Как и ее двойник на другой стороне трассы, его мы уже проехали.
В предыдущем репортаже мы показали строящееся казино. Здесь – щит с его траурной рекламой указывает путь адептам. И даже говорит, сколько им осталось: четыре… километра. И место для казино выбрано хорошее. Безлюдное. А что? Есть успешный прецедент: Лас-Вегас, он тоже – в пустыне…
Реклама сделана оптически грамотно. Черный фон выглядит мрачно, но хорошо заметен на фоне светлого неба.
Пустыня? Это мы вот о чем. От границы до ближайшего объекта придорожного сервиса по северной стороне трассы М1 – 36 километров.
572-й километр трассы М1. Здесь – целый букет придорожных объектов.
Прямо оазис! Жаль только, что все три объекта расположились не по М1, а вдоль Р87. И заправка Белоруснефть со стороны трассы не видна. Ее скрывают рельеф земли и другие строения. В первую очередь – придорожное кафе «Встреча».
Снимки, сделанные фотоаппаратом, оказались не в фокусе, поэтому пришлось использовать запись регистратора. Несмотря на грязное лобовое стекло, фото достаточно информативно. Справа – то самое кафе, оно принадлежит РАЙПО. Домик для страхования выглядит как картонная декорация в детском театре. На заднем плане видны контуры какого-то здания, о нем – позже. АЗС не видно.
Мы стояли на площадке паркинга. В кадр не вошли две фуры, стоявшие левее. Павильончик на отшибе слева – это место оплаты парковки. С нас денег никто не требовал. Назначение павильонов с зеленой крышей мы проигнорировали, потому что нас поманила красная световая вывеска Parking. Она видна на фото ниже. Поначалу мы даже решили было, что паркинг – там, а здесь, возле кафе, – просто стоянка.
Лишь в 200-х метрах от трассы М1, подъезжая ко второму паркингу, мы заметили признаки АЗС.
Слева от забора выглядывает световое табло с ценами на топливо.
Этот паркинг хоть и уступает своему конкуренту качеством дорожного покрытия, но явно превосходит его размерами и степенью безопасности. Забор и охрана видны издалека. Чтобы заманить сюда клиента, этого мало. Охрана подтвердила наше невысказанное предположение. Будет и кафе. Заведение называется «Старт-стоп». Если вам что-то рифмуется из классики блатного шансона, тем лучше! Значит, запомнится название.
Едем на заправку.
На этой заправке есть служба BelToll. Дальнобойщики, конечно, об этом знают. Скорее всего, они-то и являются основными клиентами заправки.
Слева видно белое здание технического сервиса с парой ворот. Этих услуг здесь уже нет. Нам кажется, что остановка бизнеса связана с расположением АЗС. До Орши – 10 километров. До трассы – метров 300. Горожанам – далеко, просто проезжим – не видно. В отношении автосервиса – это догадки, а насчет заправки мы имеем информацию от директора кафе «7 ветров».
А сейчас мы продемонстрируем невидимость этой самой АЗСки.
Первый знак вообще не относится к ней. Указанная заправка газом находится в Орше, в 8-ми километрах (на фото плохо видно расстояние).
Второй знак размещен прямо на перекрестке, когда уже нельзя среагировать. И расстояние на нем не указано, и самой заправки не видно. А вдруг она где-то в глубинке и работает через день?
Здесь необходимо дать пояснения. По сведениям, полученным от одного из директоров придорожных кафе, многие россияне вооружены навигаторами Garmin. В этих устройствах изначально не установлена карта Беларуси. Но даже при наличии карт Навител, заправки не видны на той скорости, с какой идет машина по трассе. Будем реалистами – мало кто применяет специальные настройки, позволяющие избежать этого неудобства.
Вывод по АЗС такой: для большинства неместных водителей на этом перекрестке заправки нет. И едут наши гости 70 километров от границы до другого места кормежки автомобилей. А если учесть, что на границе Лукойл стоит на ремонте? Неуютно.
По южной стороне трассы (слева по ходу нашего движения) есть две заправки. Мы не забудем обратить внимание на них, но пока до ближайшей – 23 километра. По пути туда еще будут другие объекты придорожного сервиса. Первый – через 3 км.
569-й километр трассы М1. Придорожный комплекс «М1». Ресторан, кафе, столовая, магазин, гостиница, паркинг.
Напротив, через дорогу, находится райповское кафе «Дорожное». Мы рассказали о нем в первой части репортажа. А сейчас вспомнили, потому что на этом пятачке дороги встретились противоположности. Советская Белоруссия и Беларусь.
Переключимся на попутную мысль: россияне до сих пор нашу страну называют Белоруссией. А некоторые – Беларуссией. И в ответ на замечание, отвечают: трактор у вас «Беларус»? Значит Беларуссия! А нам думается вот что. Умели бы земляки наши писать название своей родины, так и соседи бы научились. Трактор – тоже машина, так что от тематики мы не отклонились.
560-й километр трассы М1. Придорожное кафе «Яръ».
Второй этаж содержит намек на гостиничные номера, но точной информации у нас нет.
Красивое место. И видно, что это место красивым сделали руки. И труд вложен не только в строения. Здесь думали о красоте и созидали ее сознательно. Даже в пасмурный день приятно оказаться в этом месте.
Вроде бы ничто здесь не соответствует названию. Яр – это глубокий заросший овраг или обрывистый берег реки. Хотя у Даля есть интересный смысл: самое пекло или самое-самое. Такая интерпретация впечатляет размахом. Наверное, можно остановиться на производной форме этого слова: яркое место. С этим мы согласны.
553-й километр трассы М1. Придорожный комплекс «Элис». Кафе, гостиница, стоянка.
Красный значит красивый. Добавим – заметный. Семафорит издалека. Но клиентов на стоянке нету.
Вторая фотография – с регистратора – сделана в другой день. То ли благодаря просвету в небе появились клиенты, то ли его гости привезли с собой… В любом случае – есть на что приятно посмотреть. А то однообразие неподвижно-серого неба гасит чувства.
Через километр небо опять стало безрадостным. Радио уже не ловит Оршу. Хорошо, что мы не просто преодолеваем расстояние, стремясь проглотить его побыстрее, а что-то ищем вдоль дороги. Наша цель – не горизонт, а обочина. Это развлекает не хуже музыки и отвлекает от тоскливого наблюдения за расстоянием и временем.
Пора вернуться к теме редких заправок. Мы в 60-ти километрах от границы и в 23 километрах от последнего знака АЗС.
Вид через лобовое стекло:
Справа не видно ничего. Слева – ничего, свойственного заправке. Подъезжаем к знаку…
Справа по-прежнему ничего не видно. Опыт подсказывает, что заправка может оказаться в нескольких километрах направо в каком-нибудь колхозе. Нам это надо? А слева, если и есть АЗС, то не известно – можно ли туда заехать?
И мы возвращаемся на трассу, думая: хорошо, что не полезли в этот съезд. Неизвестно – как бы вернулись потом на трассу. Жаль только бензина, потраченного на разгон…
Маневры эти мы не планировали, хотя делали их, исходя из других соображений. И мы таки поехали потом направо, чтобы проверить версию о наличии там АЗС. Но ее там не было, и нет. Как нет информационного щита, на котором изображены расположение заправки и заезд к ней. А так же – название населенного пункта, к которому ведет эта развязка.
Вот вид сверху на это место.
Фотография устарела. Придорожный комплекс Витебскоблгаз, а это именно он, на ней отсутствует. Значком отмечено реальное географическое положение АЗС. Через два километра отсюда есть еще одна заправка.
Эта АЗС от предыдущей отличается тем, что прекрасно видна издалека. И даже заезд к ней имеется. Как оказалось.
Потому что только с помощью Google мы узнали о том, что дорога туда существует. По крайней мере изображена.
А мы видели вот такую картину. Висит груша…
Придорожное кафе «Хуторок».
Просятся белые рамы и кружевные занавесочки. Столбики справа хочется превратить в плетень, а на крышу слева – пристроить гнездо аиста. Еще бы – кур во дворе, но это хлопотно воплотить. А так – двор без асфальта очень даже соответствует деревенской тематике. И кирпичный дымоход справа вписывается в этот образ. Но это все – узкий взгляд на вещи.
Открывши глаза пошире, трудно не заметить главное: скопление машин. Так что внешняя эстетика в этом бизнесе имеет мало общего с реальной жизнью. То есть, оно, может, и не плохо бы, однако не это главное.
А ведь интересно знать, что тут главное. Функциональность?
Придорожное кафе «7 ветров» и АЗС Газпромнефть.
Так что первая очевидная заправка по северной стороне трассы М1 находится более чем в 70 км от границы. Хорошее место для кафе!
Название – что надо! «7 ветров».
Мы подтверждаем – чистое поле, бугор на нем, и ветер. А через дорогу – Байкал. Такие вот местные географические достопримечательности. Ищите на карте.
На первом фото непонятный домик, где крыша – скобочкой, просто неприлично подпирает кафе. Это оптический обман. Здесь видно действительное расположения строений.
Вернемся назад на 50 метров.
Обратите внимание на придорожный щит. Мы – не про то, что там «Славнефть». Про все остальное. Единство и борьба противоположностей?
Очевидно, что заведения дополняют друг друга. Но все же, приходят образы из рекламы Твикс про непримиримую дружбу двух шоколадных палочек в одной упаковке.
Кстати, о еде!
Один из директоров заметил нам, что клиенты предпочитают перекусить по-быстрому. А удовлетворить этот спрос не получается. Мы призадумались над обозначенной темой. На наш взгляд, рентабельность фаст-фуда основана на плотном потоке клиентов. А плотность потока основана на степени доверия клиента тому заведению, возле которого его настиг голод. В отсутствие рекламы (наш случай), единственный способ – сарафанное радио, которое работает верно, но медленно. Поэтому новое придорожное кафе долго будет проигрывать старожилам.
Мысли об организации опроса общественного мнения мы отмели. Форум – не способ, это профанация, если применять его в таком серьезном деле. Так что мы ограничились собственными умозаключениями, но интересно услышать ваше мнение, читатель. Мы его учтем в следующей поездке.
Придорожное кафе «Шашлычная».
Становится заметной склонность хозяев придорожных заведений к красному цвету. Связь между числом клиентов и цветом заведения мы не обнаружили. В этом месте их было больше, чем в предыдущем. Этой шашлычной уже 11 лет. Но ведь это имеет значение только в среде дальнобойщиков-профессионалов. Все прочие – далеко, но редко едущие – разве что на форумах могут почерпнуть информацию о качестве услуг.
А мы предлагаем свой портал в качестве информационной площадки для хозяев и их клиентов.
АЗС Белоруснефть.
На противоположной стороне – близнец этой заправки – старшая сестра (поскольку заправка – она). Старшая потому, что там есть система платежей BelToll, а здесь не видно знакомого желтого щита. И не было придорожного знака, извещающего об услуге.
Придорожное кафе «Шашлычная».
Из песни слово не выкинешь. И здесь – то же название. И тоже – много клиентов.
А заезд туда – длинный, и покрытие разбито. Но все это не важно, когда есть цель.
Придорожное кафе «Верас». Принадлежит РАЙПО.
Нам не стыдно за это РАЙПО. Спасибо за нестандартное сооружение.
В первой части репортажа мы говорили про кафе «Плиса» и показывали пешеходный переход, противоречащий требованиям, которые предъявляются к автомагистрали.
Вот это место.
А «Верас» – на другой стороне дороги. Именно здесь находится большая стоянка. Речь не о площадке с кучей дров, та (большая) – правее.
Придорожное кафе «Нача». Принадлежит Крупскому РАЙПО.
Ничуть не хуже частных придорожных заведений. По крайней мере внешне.
АЗС Белоруснефть и BelToll.
Предыдущая заправка – в 65-ти километрах за спиной.
Придорожное кафе-бар «448-й км».
Эти снимки были сделаны в сентябре – на два месяца раньше нашей поездки по трассе М1.
Мы обещали рассказать нечто интересное об этом придорожном заведении.
Общее впечатление – столпотворение. Фуры, милиция на въезде, переплетение дорог, которых даже на карте нет. Внутри теснотища такая, что мужику в теле не пройти в дверь. Она стоит на изломе узкого коридора, открывается не полностью и вряд ли шире полуметра. После нее – такой же узенький коридор, который выводит в основное помещение со столиками. Помещение не уступает вагону-ресторану или даже превосходит его в тесноте. И там – все три (или четыре) столика заняты!
Полный компресс! Как говорил один персонаж в боевике про гражданскую войну, снятый еще при Советском Союзе. Кажется, фильм назывался «Шестой».
Может быть, это – старейшее придорожное кафе Беларуси? Вполне возможно, оно существовало еще до строительства трассы М1. Ведь рядом – старое московское шоссе, проходящее через Борисов.
В этом междуречье дорог строится, как видите, еще один объект.
Интересно. Особенно потому, что придорожный комплекс «Магистраль», описанный в первой части репортажа, и видимый вдалеке (правее правого столба) … о чем это мы? А, да! «Магистраль» продается. Притом, что «вагончик» процветает, и новый придорожный объект строится. И все это – в окружности 300 метров диаметром.
Придорожное кафе «У Саныча». Строится.
Через дорогу – АЗС Газпромнефть и кафе «Трактир». Хозяин этого кафе расширяет свой бизнес на другую сторону дороги.
Придорожное кафе «Борисовчанка».
Понятно, что кафе расположено недалеко от Борисова. Прямо напротив него, через дорогу, – кафе «Вираж».
Бросается в глаза вывеска. В своей «весовой» категории это кафе занимает первое место по наружной рекламе. Осознанно или нет, но сделано правильно. Имя – это способ идентификации – чтоб не перепутали с соседом.
АЗС Газпромнефть.
… и придорожное кафе «Автодах».
Наружная реклама кафе сделана грамотно. Его не видно, но оно есть. Сомнений нет…
…так же, как нет сомнений в ориентации этого заведения не на случайных проезжих, а на публику из Минска.
Его огромные площади предназначены не для кормежки водителей, а для развлечений молодежи.
АЗС Белоруснефть.
Заправка и ничего более. Разве что – кадр отличается, пусть не оригинальностью, но новизной.
366-й километр трассы М1.
Приближается конец этого путешествия.
Начиная с 448-го километра трассы и до этого места над нами – небо голубое…
Эти снимки сделаны не в тот день, когда мы двинулись домой от самой границы, а неделей раньше. Мы сделали их накануне дня, который долгое время был праздником «главного события ХХ века».
Ответ на загадку – в следующем репортаже. Он будет посвящен участку трассы М1 от Привольного до границы с Польшей. Публикация – в январе 2015 г.